Форум » ПОГОВОРИМ ? » Забытый искон Руси » Ответить

Забытый искон Руси

Заяц-Алабаец: Мне бы хотелось в этой теме пообсуждать странички летописи нашего народа, которые на данный момент почти забыты, затёрты фальшивыми рассказами псевдоисториков. Писать буду обо всём, что сочту интересным: о быте наших предков, о традициях, обычаях, о ВЕРЕ. Буду рада всем, кто заглянет!

Ответов - 120, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Лёка: Асулла Попозже создам Ларис, когда дома буду, там инет шустрый.

apple: Заяц-Алабаец пишет: Ксюш, а выложить несколько интересных цитат можешь? Для затравки так сказать! Наташ, попробую. Мифология отвечает на те же вопросы, что и наука, но со своих позиций. Мифологическое знание так же логично, как и научное, просто логика эта иная. Она предполагает существование наряду с нашим, человеческим миром иного мира – потустороннего. Для человека, обладающего мифологическим мышлением, миф – сугубо практическое знание, которым он руководствуется в реальной жизни, как мы в повседневности руководствуемся знанием правил дорожного движения или личной гигиены. Нарушая предписания дорожного движения, мы рискуем столкнуться с автомобилем. Нарушая предписания, диктуемые логикой мифа, мы рискуем столкнуться с существами иного мира. Например, заблудившись в лесу, человек, живущий по законам мифа, знает, что это леший сбил его с дороги, а удалось это лешему потому, что человек вошел в лес, не благословясь. Чтобы выбраться из-под власти существа иного мира и найти дорогу домой, нужно снять с себя всю одежду, вывернуть ее наизнанку и снова надеть – в ином мире все перевернуто. Как видно из этого примера, миф, в отличие от сказки (нереальность которой отчетливо осознается и рассказчиком и слушателем), не просто описывает мир и объясняет, как он устроен, но и дает указания, как нужно и как нельзя вести себя в этом мире. Каждый народ имеет свою систему мифов. До нас дошли древнегреческие мифы об олимпийских богах, скандинавские мифы об асах, древнеиндийская мифология, изложенная в «Ведах», и мифы многих других народов. Наша книга рассказывает о восточнославянских мифах, первоначальный состав которых сложился к тому времени, когда из разрозненных восточнославянских племен образовалось государство – Древняя Русь. Произошло это в X веке. Мы знаем, что современные восточные славяне – это русские, украинцы и белорусы. Но разделение восточных славян на отдельные нации состоялось достаточно поздно: украинцы и русские стали выделяться в самостоятельные народности в XII–XIV веках, а белорусы и того позднее. Поэтому точнее будет сказать, что это книга о мифологии восточных славян. И здесь нужно упомянуть о двух очень существенных особенностях восточнославянской мифологии, коренным образом отличающих ее от других европейских мифологий, прежде всего от античной. Мифологией обычно называют языческие, нехристианские верования народа. Когда христианство в начале I тысячелетия стало официальной религией сначала в Римской империи, а потом и во всей Европе, греческая и римская мифологии уже прошли долгий путь развития и превратились в хорошо сложившиеся и устоявшиеся системы мифов с развитым пантеоном высших и низших богов[1]. У греков и римлян письменность возникла задолго до принятия христианства, все мифы были записаны, а греческие и римские писатели заимствовали сюжеты из национальной мифологии. К тому времени, когда в 988 году Древняя Русь приняла христианство, исторический путь, проделанный славянами, был еще очень коротким (ведь только в IV–VI веках восточные славяне стали формироваться как самостоятельный этнос), их языческие представления не успели принять вид единой системы, а пантеон высших богов только начал складываться. С принятием христианства язычество было объявлено «вне закона», и система славянских мифов так и осталась незавершенной. В этом ее первое существенное отличие. Второе отличие славянской мифологии заключается в том, что она существовала исключительно в форме устных преданий, потому что до принятия христианства у славян не было письменности. Важность этого обстоятельства для судьбы народных верований заметил еще М.В. Ломоносов, сделавший одну из первых в России попыток описать русскую мифологию как целостную систему: «Мы бы имели много басней как греки, если бы науки в идолопоклонстве у славян были». Когда же при киевском князе Владимире Святом вместе с христианством на Руси стала распространяться письменность на церковнославянском языке, то, естественно, она использовалась христианскими книжниками не для записи враждебных им языческих верований, а для страстного и непримиримого их обличения[2]. Вот почему у нас нет ни одной древнерусской книги, в которой бы были описаны мифы и предания той поры с точки зрения тех, кто в них верил. Разрозненные сведения о древнерусской мифологии можно найти в летописях и христианских поучениях, направленных против языческих суеверий. Но по ним невозможно составить сколько-нибудь цельного представления о системе языческих верований восточных славян. Некоторые подробности можно почерпнуть из книг античных и византийских писателей[3]. Однако западные историки смутно представляли себе культуру народов, обитавших за пределами Римской и Византийской империй; они писали о славянах с позиции плохо осведомленного стороннего наблюдателя, и потому их рассказы не могут служить основой наших представлений о славянской мифологии. Но если древнерусская мифология не успела полностью сложиться к тому моменту, когда ее развитие было прервано принятием христианства, если древнерусские языческие мифы и поверья не были записаны и судить о них мы можем только по скудным сведениям, содержащимся в летописях и поучениях, то как в конце XX века нам узнать, во что верили наши предки-язычники? Дело в том, что после принятия христианства вера в высших богов сравнительно быстро выветрилась из народной памяти, уступив свое место христианским представлениям о Боге. Однако низшие мифологические существа, которыми народное воображение населило земные пространства, не были преданы забвению. Вера в домашних духов, русалок, выходящих из рек на поля в пору цветения злаков, ходячих покойников, по ночам поднимающихся из своих могил, ведьм, отбирающих молоко у коров и наводящих порчу на людей, продолжала существовать в сознании народа. Если до принятия христианства языческие взгляды на мир были одинаково характерны как для простого крестьянина, так и для великого князя, то после этого события в общественных взглядах произошли изменения. Городская знать довольно быстро усвоила христианские обряды – она крестилась сама и крестила своих детей, венчалась в церкви, хоронила покойников по православному чину. А большинство простых людей, формально приняв крещение, по существу оставались язычниками, лишь поверхностно усвоившими основы православного вероучения. Такая ситуация сохранялась на Руси в течение нескольких веков, и только к XVI веку, как считают ученые, православие стало преобладать в сознании народа, не уничтожив, но лишь сильно потеснив язычество. Многие элементы языческой картины мира изменились под влиянием христианской культуры. В первую очередь это касается календаря. Православный календарь с его системой праздников наслоился на древний, строившийся с учетом важных для язычника дат и временных отрезков. В результате в народном представлении смысл многих христианских праздников изменился под влиянием тех языческих календарных дат, на которые эти праздники пришлись. И наоборот, языческие элементы праздника были переосмыслены под влиянием христианской культуры. Например, 23 июня/7 июля – день Рождества Иоанна Крестителя, известный в народе как день Ивана Купала, совпал с днем летнего солнцестояния. В связи с этим частично изменился и смысл праздника. Языческий обряд возжигания костров, совершаемый для повышения плодородия земли, скота и людей, а также чтобы уберечься от нечистой силы, стал днем, начиная с которого можно было купаться в реках и водоемах. Название праздника Купала, образованного от древнего корня со значением «гореть, пылать, страстно желать» позднее стало связываться с купанием (поскольку крещение в православном обряде совершается погружением в воду). И, наоборот, язычество оказало влияние на многие образы православных святых, о чем мы еще не раз вспомним на страницах книги.

apple: Огню приписывались очистительные и целебные свойства. На Руси было принято на все праздники, связанные с зимним и летним солнцеворотами, с днями весеннего и осеннего солнцестояния, разжигать на улице ритуальные костры. Через огонь прыгала молодежь на Ивана Купалу, а также молодые супруги на второй день свадьбы, чтобы обеспечить себе богатство и потомство. Огонь в домашнем очаге был символом счастья и богатства (недаром горящие угли у русских называют богатье, богач). В давние времена, когда в деревнях не было ни спичек, ни огнива, а огонь поддерживали, оставляя в печи тлеющие угли, которые утром приходилось раздувать, крестьяне неохотно давали взаймы угли или горящую головню, считая, что с ними может уйти из дома удача и достаток. Особенно опасным считалось давать кому-либо огонь в начале пахоты, сева, сбора урожая, в дни рождения детей и появления приплода скота. В народе различали четыре вида огня. Самый чистый и благотворный – так называемый живой или новый огонь – это огонь, добытый трением двух кусков дерева. Такой огонь обязательно добывали во время эпидемий и мора скота, чтобы отвратить беду. Для этого в селе гасили все без исключения печи, костры и даже лучины, так как старый огонь считался оскверненным. Затем мужчины приступали к добыванию огня первобытным способом – с помощью трения одного сухого бревна о другое. Запрещалось присутствовать и участвовать в этом обряде «нечистым» мужчинам, то есть тем, кто не вымылся после супружеского общения с женой, а иногда также и всем женщинам. От полученного таким образом маленького пламени разводили костер, через который прогоняли все сельское стадо и перешагивали все жители села, чтобы предохранить себя и скот от заразы. От этого же пламени зажигали печи и лучины во всем селе, а также приносили огонь в церковь, потому что считали, что он угоден Богу. Вторым по степени священности и благотворности, хотя и значительно более слабым, чем живой, – считался огонь, высеченный из огнива. Белорусы добывали огонь с помощью огнива в особо торжественных случаях, например, для приготовления свадебной пищи, даже если в доме были спички или уже горел ранее разведенный огонь. Третьим и самым обыкновенным считался огонь, зажженный спичками, – колдуны и злые люди не могут с его помощью причинять вред, поэтому отдать чужому человеку спички не считалось опасным, в отличие от огня, полученного другими способами. Наконец, особое место занимал огонь, возникший от удара молнии. Это страшный небесный огонь, которым Бог (или св. Илья) поражает нечистую силу. Считалось, что гасить такой огонь водой невозможно – пламя разгорается еще сильнее. Поэтому пожары, случившиеся от удара молнии, гасили молоком от черной коровы, квасом или яйцами, которые бросали в пламя. Огня, возникшего от удара молнии, боялись и старались не вносить его в дом.


Заяц-Алабаец: apple пишет: Самый чистый и благотворный – так называемый живой или новый огонь – это огонь, добытый трением двух кусков дерева. Такой огонь обязательно добывали во время эпидемий и мора скота, чтобы отвратить беду. Так называемый, "Живой огонь", это как раз тот самый огонь, добываемый по средством перекрещенных двух палочек. Отсюда и самый распространённый на планете у всех народов символ - крест. Ксюш, короткие выдержки о самом интересном читаются легче. Понимаю, что много е интересно. Сама грешна - люблю "многабуков" Благодарю за тексты!

Заяц-Алабаец: Так. На чём остановилась, уже не помню... Что-то упорядочить всё не совсем получается... С символов начала, а эта тема необъятная просто. До той самой свастики, подло использованной и опороченной фашистами Германии, толком не дошла... Наверное чуток позже. Что-то ближе к быту хочется... Вот почему женщины ещё до совсем недавнего времени без шляпки на улицу и выйти не могли? А ещё ранее - без платка (плата, косынки)? У разных народов планеты женские волосы являлись символом космическим ("космы" - корень общий). Женские волосы с древних времён связывали с женской магической силой. Обстричь женщине волосы - это всё равно, что отрубить ей голову. Вычесанные волоы не принято было выбрасывать просто так. Их как правило сжигали в печи. Считалось, что чем длиннее и гуще волосы, тем щедрее одарена владелица разными умениями, тем сильнее её связь с предками. На Руси заплетать 1 косу и носить косынку разрешалось только девушкам. Покрывать голову начинали с 12 лет после очередного возрастного посвящения - Зоревание (об этом чуть позже). Выдавая замуж на свадьбу девушке заплетали уже две косы и носить одну косу замужней женщине считалось неприличным. Головной убор подразумевал полное сокрытие волос (кика, сорока, плат). Распущенные волосы имел право видеть только муж. "Опростоволоситься" на людях считалось позором. Так же волосы распускали при различных таинствах. Иногда на картинах встречаются изображения хоровода, в котором все женщины с распущенными волосами и в венках. Возможно, что были чисто женские ритуалы (сокрытые от мужских глаз), в которых принимали участие и замужние женщины. Мне известно про один. Ладины росы. Это таинство, которое проводили (и проводят) ведающие с семейными парами детородного возраста, которые по каким-то причинам не имеют детей. Мужчины отдельно, женщины отдельно. Пожив в деревне 2 года, я почувствовала, что с непокрытой головой мне некомфортно на людях. И чем долше я тут живу , тем сильнее желание защитить голову, прикрыть волосы. Особенно в шумных компаниях, в городе... Волосы, как антеннки, притягивают много чего разного. Так же много поверий связывают с гребнем - инструментом для расчёсывания волос. Раньше гребни были только деревянными. Расчёсывание волос утром и вечером - непременное действие. Замужней женщине волосы мог расчёсывать муж. Это было очень хорошей приметой. Таким образом женщина придавала своему мужу обережную силу. Гребень (расчёстка) - предмет сугубо индивидуальный. Нельзя давать свою расчёстку кому-то. Кстати, и головные уборы свои давать "поносить" тоже не рекомендуется.

apple: Заяц-Алабаец пишет: Ксюш, короткие выдержки о самом интересном читаются легче. Согласна, это я еще сократила ,а так действительно все интересно и что-то выбрать тяжело

Лёка: Заяц-Алабаец пишет: Что-то упорядочить всё не совсем получается... Вот и начни с женщин Потом мужчины, дети, скотина, дом. животные, домашние хранители и тыды. Всё же на природе было завязано, на земле.

Асулла: apple Заяц-Алабаец Очень интересно и познавательно.

Заяц-Алабаец: Асулла пишет: Очень интересно и познавательно. Благодарю! Ну что ж , продолжу. Кто-то обещал тут ещё про кукол обережных рассказать... Лёка пишет: Вот и начни с женщин Значит, с нас. Буду тексты копировать. В ручную набивать сил уже нет. Хранительница рода. О роде у славян. В те отдаленные времена славяне жили большими родовыми общинами. Жизнь каждого человека определялась жизнью его рода – большой семьей из нескольких поколений родственников. Вместе все трудились, вместе потребляли продукты своего труда, вместе отдыхали, соблюдали обычаи. Соответственно, жизнь рода являлась определяющей для жизни отдельного ее члена. Для людей, живущих в таких условиях, самым главным было существовать в ладу друг с другом и с Матушкой-Природой. Почему наши мудрые Предки уделяли такое особое значение привлекательности женщин, женскому умению привлечь и удержать любимого? Дело в том, что в древнейшие времена женщина была объектом поклонения со стороны мужчины. Женщина рожает детей, продолжает род. Издревле символ женского начала выражал идею плодородия и жизни. В традиционной славянской вышивке сохранился ромбовидный знак, разделенный на четыре части с четырьмя точками. Именно в него славяне вложили суть плодородия - этот знак, обозначает одновременно и засеянное поле, и женскую беременность. Вся жизнь наших далеких Предков была пронизана ощущением единства с Богами. Обнимая любимого, славянская женщина порой отождествляла себя с Землей, когда-то вступившей в брак с Небом. Людская любовь ощущалась продолжением любви Богов. И благоговейное отношение к Земле-Матушке, кормящей и плодородной, порождало такое же отношение к женщине, ее удивительной возможности рожать детей. Из века в век переходил славянский традиционный уклад семьи. Главой такой семьи был мужчина – "большак", "старшой". Его жена, главная женщина в семье, ее называли "большуха" ("старшая"). Всем хозяйством в доме и другими "женскими" делами заведовала именно большуха. И в этих вопросах глава семьи не мог ничем распоряжаться без ее согласия. Уважение и почет большухе оказывали все женщины и мужчины рода. Большак и большуха руководили трудом родственников, и сами были первыми в работе, показывая пример во всем. Но высшей властью в роду был семейный совет, на котором решались все вопросы, касавшиеся жизни рода: хозяйственная деятельность, обряды, вопросы брака. И на этом совете мужчины и женщины имели равные права. Каждый наш далекий Пращур, в первую очередь, осознавал себя членом определенного рода и всю свою жизнь чувствовал его мощную поддержку, помощь в трудных ситуациях. Не было в таком роду ни одиноких стариков, ни брошенных детей. По законам древних славян род нес ответственность за каждого своего члена: возмещал обиженному или платил штраф. Затем дома, конечно же, доставалось провинившемуся: впредь не срами рода! И помогало! Человеку было стыдно перед всем родом – как перед живущими, так и перед умершими и теми, кто еще не рожден. Ведь, по поверьям древних славян, твой Род – это не только ныне здравствующие родственники, но и множество твоих Предков и будущих потомков. Вся жизнь наших Предков была посвящена процветанию Рода. Это было основной ценностью и критерием поступков. Именно поэтому мужчина - добытчик и защитник, а женщина отвечает за сохранение жизни, сохранение лучшего, что присуще определенному Роду. В единстве женского и мужского начала сохранялась мощь и сила славянского народа, народный дух. Женщина хранит гены своего народа, нации, расы и является носительницей древней мудрости своего Рода. Народная мудрость хранит свои знания в песнях, пословицах, поговорках, в обычаях, традициях, передававшихся из поколения в поколение. Вспомним, что основная часть русских былин написана все-таки со слов "сказительниц". Женщину всегда защищали и оберегали различными способами. Женщина носила много украшений. В те далекие времена любые украшения носили функцию оберегов, защищая самые уязвимые части тела. Одежда женщины имела также ярко выраженный защитный магический характер соответственно различным жизненным, бытовым ситуациям и определенным ритуалам, в частности вышивка на одежде. Чего только не придумывали наши Пращуры для защиты женщин, но самое главное женщина должна была сама знать и уметь многое. Для этого ей нужно было иметь кроме крепкого физического здоровья, еще и мощную жизненную силу, "ведать" многими знаниями, обладать мудростью и интуицией. Поэтому с детства женщину готовили к своему предназначению. У славян существовали "женские дома", где старшие женщины обучали девочек женским премудростям, женской магии, ремеслу (ткачеству, прядению), лечению, умению вести дом. Помимо таких практических и, безусловно, необходимых в семейной жизни умений, как домовитость, трудолюбие, умения прясть, ткать, вышивать, обязательно женщина обучалась лечению и магии. Женская магия, любовная магия испокон веков заключалась в умении приворожить и удержать любимого. Женское начало всегда стремиться к мужскому. Без мужчины женщина – пустоцвет. Сила женщины - в любви. Рядом любимый – и женщина счастлива. Ее душа поет, и женщина наполняется здоровьем и духовной силою. Современная цивилизация развивается под мужским влиянием, по законам мужского развития и восприятия. Это создает женщине необходимость внешне подстраиваться под мужские законы, что во многом служит разрушительно для внутреннего мира женщины. Сегодня многие женщины понимают и чувствуют это, и стремятся вернуть свои утраченные возможности - удивительные возможности. Удивительны они тем, что естественны и гармоничны для женщины, женской физиологии и психологии, тем, что в каждой женщине они есть, они существуют, генетически присущи, они - глубины, они – сила и суть самой женщины: это забота о своей семье, сохранение и создание семейного очага, продолжение рода, вдохновение своего мужчины, работа по дому, рукоделие. http://tinyurl.com/k5b2nlo "Хранительница Рода"

Асулла: Заяц-Алабаец пишет: жизнь рода являлась определяющей для жизни отдельного ее члена. Для людей, живущих в таких условиях, самым главным было существовать в ладу друг с другом и с Матушкой-Природой. Как мудро жили наши предки. Нам бы хоть немного их мудрости - мир бы стал чище.

Заяц-Алабаец: Теперь коснусь женского таинства - беременость и роды. Это теперь события эти стали предметом медицинским. А раньше всё таки к таинствам упомянутым относились иначе. Тема неоднозначная, но мне очень близкая и интересная. Древние повивальные обряды наших Предков К древним повивальным обрядам стоит относиться с большим уважением, ведь акушерской науке не более двухсот лет, а возраст традиций наших предков соизмерим с возрастом человечества. Как и тысячи лет назад, сегодня гораздо легче рожают женщины, которые заранее готовятся к родам, внимательно относятся к своей беременности и малышу. Сегодня некоторые будущие мамы сталкиваются с ситуацией, когда врачи, сопоставив расчетные сроки начала родов с реальной картиной, говорят о необходимости так называемого родовозбуждения. Это означает, что в зависимости от того, как себя чувствует еще нерожденнный малыш и готовности родовых путей мамы, они предложат те или иные методы ускорения появления маленького на свет – в основном, имеющиеся на вооружении схемы применения соответствующих медицинских препаратов. Бывают ситуации, когда роды уже начались, но родовая деятельность развивается довольно слабо и не прогрессирует. В таких случаях специалисты начинают стимулирование родов с помощью медикаментов, стараясь предотвратить страдание малыша в материнской утробе. А как с подобными ситуациями справлялись наши предки? Конечно, сотни лет назад мы еще не были заложниками технического прогресса, природа была почти первозданной, и люди отличались более крепким здоровьем. Однако беременная женщина тогда считалась особенной, непохожей на других не только телом, но и душой. Ее считали более других приближенной к незримой черте, разделяющей Жизнь и Смерть. Поэтому с одной стороны многие народы наделяли будущую мать магической силой, с другой стороны, считалась, что она более других уязвима и подвержена влиянию злых духов, сглазу и порче. Естественно, что существовали достаточно четкие руководства и традиции, помогающие провести беременность безопасно для себя и для малыша; строго соблюдались меры, призванные защитить беременных от «вредоносных» сил. Люди старались как можно дольше скрывать сам факт беременности. Обязательным было ношение оберега – например, иголки без ушка в вороте, крестика, нитки с ягодой пиона или бус вокруг шеи, платка на голове, и особенно оберега-пояса, как бы ограждающего тело беременной и плод (рыболовную сеть, шерстяную нитку, пояс мужа). К родам готовились заранее. В народных традициях описывалось не только то, что нужно делать беременной для благополучного родоразрешения, но и то, чего делать ни в коем случае не следует. Для того, чтобы не привлекать чужого внимания и, тем более, не вызывать зависти, беременная не должна была надевать новую красивую одежду, говорить о своем хорошем самочувствии. Ей следовало избегать встреч с людьми, слывшими колдунами, и ни в коем случае не вступать с ними в конфликты. Беременным запрещалось принимать участие в похоронах, и особенно, — смотреть на покойника, во избежание появления на свет мёртвого ребёнка. Известен запрет стричь волосы. Перед родами запрещалось что-либо брать у чужих или отдавать, чтобы не принять порчу (отдать счастье) вместе с вещью. От того, насколько тщательно женщина соблюдала эти и другие правила, зависело не только течение беременности, но и родов. Ошибочно думать, что решение всех возможных проблем наши предки сводили лишь к следованию обрядам. Как и в наши дни, немалое внимание уже тогда уделялось заботе о здоровье – питанию, физической нагрузке, специальной подготовке к родам. Например, в медицинском трактате шестнадцатого века, известном как «Травник Бутурлина», в разделе, посвященному рождению младенческому читаем: «….за месяц до рождения нужно следить за пищей беременных, которая может им вредить, особенно холодная, кислая и горькая… Когда же беременной жене приходит время родить, тогда силы ей могут вернуть мускаты, конфеты из роз и фиалок и иные все, которые утробу мягчат… За десять дней до рождения в чистую баню пойти и, омывшись, сидеть в лохани в теплой воде по пояс, а вода бы была разбавлена травами открывающими, и мазать в пахах и около уда тайного маслами и мазями размягчающими тело и сосуды…» Часто предпочтительным местом для родов считались хлев и, особенно, баня, которую для благополучного разрешения от бремени роженица должна была протопить сама, самостоятельно наносив дров и воды. Считали также, что в этом случае ребенок будет крепче. Полки и пол устилались соломой, служившей постелью и в первые дни после родов. В баню роженица должна была идти босой. Если роды происходили в доме, то женщина рожала на пороге жилого помещения или в самом доме. В этих случаях для более эффективного и направленного усилия женщины во время потуг к верхней балке избы привязывался крепкий кушак, на котором женщина повисала, крепко держась за кушак руками. С целью облегчения родов женщины развязывали все узлы на одежде, расплетали косы. Затяжные трудные роды объясняли «порчей» и поили, обливали заговорной водой, заставляли переступать через красный пояс, в доме отпирали все замки. При отхождении околоплодных вод женщину часто заставляли ходить по избе или по лестнице вверх и вниз, задерживая дыхание. А затем ее сажали на невысокий стул, который ей следовало раскачивать вправо-влево, помогая ребеночку занять правильное положение в родовых путях. Также следовало «…приказывать жене, чтобы дыхание в себе задерживала дольше, и поверх пупа живот мяла…» (прием и по сей день используемый в акушерстве). Ритуальное мытье в бане. Роль повитухи заключалась не только в оказании акушерской помощи, но и в исполнении послеродовых процедур, что, в частности, и определило одно из ее поименований – «парилка». Говоря о банных традициях, бытовавших (и бытующих в настоящее время) на Руси, следует иметь в виду, что широкое распространение они получили, прежде всего, в северной зоне Европейской части страны, зоне расселения севернорусской этнографической группы, хотя бани и банная обрядность местами известна и на юге России. Для представителей этой группы многие элементы родильной и шире – семейной обрядности были связаны с баней. Женщины этого региона в прошлом часто рожали в бане и оставались там жить с ребенком примерно с неделю. На протяжении первых восьми послеродовых дней купание матери и ребенка становилось основной обязанностью повивальной бабки. В бане повитуха прежде всего бралась за новорожденного. У восточнославянских народов и у липован в частности, младенец воспринимался как существо, требующее своего дооформления, «доделывания». Мотив «создания», «делания» является одним из центральных для родильной обрядности также и у других этносов. Известны разного рода ритуалы (перепекание, перероды, раскрытие органов, правление тела), способствующие закреплению новорожденного в новом пространственно-временном континиуме – вне материнского чрева. В традиции липован наиболее полно реализована практика физической правки, в процессе которой повитуха не только смывала "грязь" с ребенка, но и направляла по желаемому пути саму природу. Как и у других восточнославянских народов, у липован бытуют представления о «твердости» утробного плода. Купая младенца, повитуха обдавала водой каменку, чтобы этим паром прогреть «кажнию жилочку, все косточки растярала, чтоб подмякшило». Целью подобного прогревания служило стремление размягчить косную, твердую природу младенца, характеризующую его прежнее внутриутробное состояние. Добившись «мягкости» новорожденного, бабушка начинала процедуру правления. Повитуха клала новорожденного вниз животом на банный веник, который наделялся особыми свойствами и вязался из определенных растений. Повитуха растягивала ребенку ручки и ножки, закидывала их назад, попеременно занося крест-на-крест правую ручку к левой ноге, левую – к правой, что практиковалось русскими повсеместно. «… Скрещивание ручек и ножек, по словам В.А. Москвиной, как бы выворачивает родившегося (пришедшего из иного мира) человека наизнанку (левое становится правым, правое – левым), ведь по народным представлениям, в ином мире действует принцип зеркального отражения, и то, что было «там» лицевой стороной, «здесь» становится изнаночной»". Кроме расправления ручек и ножек, бабушка массировала ушные раковины младенца, потягивала у него носик. Как описывают в своих воспоминаниях липоване: «Ручки, ножки, ушки, затылочки – все это протираеть, все это растираеть. Гладить, гладить, а потом как зажметь его [носик. – Е.П], чтоб он как чихнул вроде». Если голова ребенка казалась бабке порасплюшистой, она исправляла ее, придавая ей желаемую, чаще всего округлую форму и добиваясь гладкости, поскольку какая-либо неровность или опухоль рассматривались как отклонение от нормы. Имеющуюся на темени новорожденного корочку повитуха после распаривания вычесывала гребнем. Правка младенца продолжалась, пока парилкой не достигалась желаемая гибкость суставов ребенка. С медицинской точки зрения повитуха массировала младенца, совершая простые упражнения для его мышц, способствуя тем самым нормальному кровообращению и обмену веществ, что создавало предпосылки для правильного развития организма. Закончив массаж, бабушка споласкивала новорожденного водой, приговаривая: С утицы вода, с маладенчика худоба», что соответствует русскому варианту: «Как с гуся вода, так с (имярек) худоба». Эти приговоры известны всем русским матерям. Таким образом, в течение первой недели после рождения ребенок подвергался ряду манипуляций, проводимых повитухой и направленных на усовершенствование его природы. Подобно всякому действию, совершаемому впервые, купание и массажирование новорожденного, помимо биологического воздействия, приобретало также и символический смысл. В процессе правки как бы задавались необходимые параметры «телесности», которые характеризуются, главным образом, понятием нормы, соответствующей идеалам физического облика, «почитаемого» или предпочитаемого носителями «своей» культуры. Последующие действия разворачивались в доме. По возвращении из бани бабка натирала младенца коровьим маслом, «чтобы тельце скорее набирало силу». Особого внимания требовали недоношенные дети, так как большинство из них оказывались физически не готовыми к жизни вне материнского организма. Смертность таких детей была высока. Главным средством для поддержания жизнеспособности такого ребенка полагали тепло. Недоношенного ребенка заворачивали в пеленку, закутывали в баранью шерсть (как более поздний вариант – обкладывали толстым слоем ваты), клали на печь, где он доходил до положенного срока, «по «пока не придеть в свои 9 месяцев», то есть до времени, когда ему следовало родиться согласно высчитанному сроку. Подобные действия с недоношенным ребенком зафиксированы в донской казачьей традиции, на Украине и в других местностях. Пребывание на печи, рассматриваемое как донашивание младенца в материнской утробе, обнаруживает аналогию с обрядом «допекания» – сажания ребенка в печь на хлебной лопате, проанализируемого В.Н. Топорковым. По словам исследователя, ребенка «как бы возвращали в материнскую утробу (печь), чтобы он родился заново». Уход за роженицей в первую очередь был направлен на восстановление ее сил, возвращение здоровья в физическом и сакральном смысле. В мифологическом сознании тело человека, осознаваемое как универсальная модель Вселенной, может быть одновременно представлено как в единстве своих составляющих, так и распавшимся на части. По словам Т.Ю. Власкиной, исследовавшей родинную обрядность донской казачьей традиции: «Женщина в родах становится бессловесным пассивным телом /…/, распадаясь на неживые детали окружающего мира: родовые пути = «путь, дорога, поход»; влагалище, промежность = «ворота»; околоплодный пузырь = «запорище» (запор, замок), что в сочетании с ее ненормативной внешностью являет образ всепорождающего хаоса»63. Аналогичное понимание усматривается у липован в действиях повитухи при парении в бане. Ее усилия были направлены на восстановление растревоженного тела, возвращение сместившихся органов к прежнему по¬ложению. Парилка разминала роженицу намыленными руками, сциркивала (удаляла) первое спорченное молоко, поднимала опустившийся при родах живот, массируя его по направлению кверху, чтоб скорее восстановить дородовое положение внутренних органов. Техника «обработки» роженицы включала обязательную чистку родовых путей, посредством которой повигуха убирала лишние кровя. «Вот так бабка баню топит, в бане распариваеть, растираеть, треть, выдавливаеть все. Вычистить и скоро у нее все кончается, а тутка [в России. – Е.П.] родить и до сорок ден марается». Если, несмотря на усилия повитухи, продолжались кровотечения, женщину отпаивали специальным настоем трав, способствующим сокращению матки и обладающим кровоостанавливающим действием. «Если у женщины кровотечение, у нас там в Рамынии трава марина называлась, а если совсем падаеть, настой делають. Там корней знаешь, скольки кладуть. Там и дивясил, и трава марина, и далашная трава, будиян, калган, резент, пятрова крест, чертополох, живокос, полынь, лимон и канфара. Вот это настоить и попьеть это». Марина – предположительно водная мята – menthe, которая очень ценилась липованами в Румынии; девясил высокий – inula helenium; калган (лапчатка прямостоячая) – potentlilla erecta; Петров крест – lathraea; живокость – delphinium; полынь горькая – artemisia absinthium; полынь обыкновенная или чернобыльник – artemisia vulgaris; лимон – citrus limon; официальные названия трав далашная трава, будиян, резент определить не удалось Обращает на себя внимание сходство ритуальных действий повитухи в отношении младенца и роженицы. На «телесном» уровне воплощается идея перерождения главных персонажей, их «нового» творения, трансформации. Однако реализация этой идеи имеет различную векторную направленность: если во время банного ритуала усилиями бабушки младенец обретает новые качества и физически «достраивается», то роженица скорее возвращается к своему исходному состоянию, восстанавливается физиологически и знаково. В обоих случаях осуществляется переход от исходного состояния к желаемому или идеальному, рассматриваемому как нечто полноценное, соотносимое «с истинным образом Божиим». Таким образом, можно говорить о креационном (по отношении к новорожденному) и рекреационном (по отношению к роженице) характере действий повивальной бабки. Пережившая символическую смерть, выражением которой явилось знаковое разрушение ее тела, роженица рождается заново. Исследователями неоднократно подчеркивался посвятительный смысл родов, в процессе которых в роли инициантов выступают родиха и новорожденный, в роли посвятителя – повивальная бабка. Указанное соотношение ролей действующих лиц родильной обрядности присуще многим народам Евразии. Отметим известное замечание В.Н. Топорова о единой корневой системе слов *gen-»знать» и *gen-»рождать»

Заяц-Алабаец: О! Нашла я всё таки эту статью. Делюсь! ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНАМ НУЖНО НОСИТЬ ЮБКИ? В старину девичья юбка открывала лишь ступни, бабья была обязательно до пят. У донских казачек в приданое шили до 15-20 юбок. Считалось, что женщина берёт свою энергию от Земли, это помогает ей укрепиться корнями и получить силу для материнства. Для женщины, важно, чтобы энергия шла вниз, поскольку нисходящий энергетический поток связан с детородной функцией и женские гормоны продуцируются в нижней части тела. Нужно помнить, что женская красота зависит от уровня женских гормонов: если он снижается, уходят и красота, и здоровье. Кроме того куполообразные юбки добавляют женщине хрупкости, загадочности и женственности. Манера одеваться, как ни странно это звучит в нашем стремительном и урбанистическом мире, очень влияет не только на женское здоровье, но и усиление магнетизма со стороны мужчин. Если женщина носит длинную юбку, это влияет на восприятие женщины самой себя как женщины, а также, на восприятии мужчиной женщины. Тем самым улучшая и гармонизируя отношения. Известны случаи, когда отказ от брюк и переход к ношению юбок и платьев помогал забеременеть женщинам, у которых был диагноз «бесплодие». Юбка – это обязательный атрибут женственности, и не потому что это красиво. Ношение юбки имеет свой сакральный смысл. Если вспомнить как были одеты женщины древних цивилизаций, то мы увидим их всех именно в платье или юбке: славянскую женщину – в сарафане, гречанку – в хитоне, египтянку – в калазирисе (кусок материи, обертывающий фигуру от щиколоток до груди, поддерживаемый одной или двумя бретелями), римлянку – в тунике, женщин Индии – в сари, японок – в кимоно. Но почему? В те времена, вследствие меньшего информационного загрязнения, люди гораздо полнее и ярче ощущали связь со своей внутренней природой, и четко понимали, что мужчина и женщина отличаются друг от друга не только физически, но и энергетически. Женщина устроена так, что получает энергию снизу, от Матушки Земли, это энергия материи, в том числе выражаемая и во всех материальных блага, не даром Земля олицетворяет собой изобилие, выраженное в плодах, что она дала. Мужчина берет энергию сверху, питая и укрепляя свой дух энергиями воздуха. Когда женщина одевает брюки и джинсы, тем самым перекрывая себе энергетический канал связи с Землей, зажимает все органы малого таза, закупоривает движение крови и энергии, тем самым оставляя свой священный сосуд пустым, и ей нечем делиться. А женская энергия, подаренная мужчине, делает его уравновешеннее, стабильнее, спокойнее, направляя его действия на созидание. Агрессивные, грубые мужчины – это те, кто лишен любви женщины, ее мягкой, ласкающей энергии. В итоге получается, что на тонком плане нарушается обмен энергиями, женщина питает свой дух, укрепляя и усиливая его по мужскому типу, и взаимодействует с мужчиной как мужчина. На физическом плане это выражается в болезнях, ссорах и скандалах. Первой публично одеть штаны осмелилась Коко Шанель, она же ввела их в моду. Тем самым словно прорвало плотину, и женщины получили пропуск в мужской мир, поставив себя наравне с мужчиной, но равенства так и не получилось (да и не могло! Какой смысл уравнивать противоположности?) – вышла лишь конкуренция в социуме, а как следствие – в семье. К сожалению, сейчас многие женщины не представляют себя без брюк, основной аргумент для них – удобство. Да, в джинсах удобнее выполнять мужскую работу, таскать тяжести, быстрее и ловчее передвигаться. Платье и юбка задают естественное торможение, что является благом для женщины, так как основное ее гармоничное состояние это покой. Настоящей женщине никогда не придет в голову тягать грузные вещи, она спокойно подождет пока на горизонте появится мужчина, и мягко, по-женски попросит его о помощи, и в этом случае он не сможет отказать, ведь это проявление его мужской природы. Одевая платье, мгновенно ощущаешь, как меняется состояние, становишься более игривой, манящей, не говоря уже о том аспекте, что мужчина всегда предпочитает на женщине платье, любым классным джинсам. Длинная юбка, доходящая почти до земли, образует с нею треугольник, что помогает проводить и сохранять необходимую питательную силу для женщины. Широкий подол, колышущийся и закручивающийся при ходьбе, образуют торсионные поля, способствующие опять же поступлению и усилению энергии стихии Земля. Получается, что если одевать короткую юбку, то треугольник уменьшается, соответственно, сокращается и поступление ресурсов женственности. Так же подол имеет свое сакральное значение – это обережный круг. Подол защищает те центры, правильная работа которых обеспечивает женское здоровье и хорошую репродуктивную функцию. К тому же подол помогает поддерживать женщине чистоту и целомудрие, что оказывает влияние на её психическую силу. Длинная юбка защищает от похотливых взглядов, которые могут пробить нижние чакры и вызвать утечку сексуальной энергии, а как следствие жизненной силы и женской притягательности. И в результате женщина просто становится бедной в плане энергии, и ей нечего дать мужчине, потому она становится мало заметной и неинтересной для него. Выходит, что мини-юбка, пришедшая к нам с Запада вместе с джинсами, сыграла свою роковую роль в падении рождаемости и рассеивании психической и энергетической силы наших женщин, которым теперь нечем поделиться с мужчинами, в результате богатыри Земли Русской мельчать стали. Не просто так на Великой Руси существовали традиции и обычаи, всё имело огромный смысл! Даже то, что женщина покрывала голову платком, тоже имеет свое сакральное значение! Это помогало ей не «уноситься в воздух» сознанием, по мужскому типу. Ведь мужчина питает свой дух стихией воздуха, через верхнюю часть тела. А теперь платок стал рудиментом, но он тоже принимал участие в формировании женской энергетики – мало вверху, много внизу, делая нас устойчивыми вниз. Автор: Ольга Валяева

Заяц-Алабаец: Вот не удержалась. Может не совсем по теме, но в продолжение темы юбок и эмансипации... Из разговора А. Руссо (американский режиссер) и Н. Рокфеллером (мл): "— Аарон, как ты думаешь, какова причина женской эмансипации? — Чтобы женщины имели право на труд, получали одинаковую с мужчинами зарплату, имели одинаковые права — Аарон, ты идиот! — Почему я идиот? — Я объясню тебе причину. Мы, Рокфеллеры, создали феминизм. Мы имеем контроль над всем, что вы читаете в газетах и видите в телевизоре. Все это основано Рокфеллерами. И ты хочешь знать почему? Было две первопричины. Первая — мы не могли обложить налогами половину населения до феминизма. Вторая — сегодня мы имеем детей в школах с самого раннего возраста. Мы отучаем их думать, отрываем от семьи. Дети думают, что государство, школа, чиновники — это родная семья, и что они должны учить их, а не их родные родители. Это и есть две первопричины феминизма…" Вам нужен феминизм?…

Заяц-Алабаец: КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ. САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ.☀ Наверняка каждый из нас , взрослых , помнит какую-то песенку из детства, или только несколько слов, оставшихся в памяти, которую пела мама, или бабушка. А вы были маленькие. И сейчас вы вспоминаете об этом , и теплое чувство счастья и любви растекается по вашему Я. В вашей жизни было уже тысяч разных событий, но это именно то , что вы будете помнить всегда. Для вашего сознания и подсознания, это чувство самое важное. Чувство всепоглощающей любви и спокойствия, которое ассоциируется с первой песенкой услышанной вами - колыбельной Мир стремительно меняется, часто не в лучшую сторону. Ваш малыш совершенно беззащитен перед окружающим миром. Вы, родители - единственный барьер между вашим маленьким человечком и Миром. Давайте же немного определимся , что есть настоящая колыбельная песня? Русский народ имел свою богатую культуру и многотысячелетнюю историю задолго до прихода христианства. Накопленная веками мудрость народа переходила через поколения в образной и устной форме. От старших к младшим. Как в природе, когда рождается малыш, ему сначала необходима мать, она защищает его, дает ему пищу, лижет его, учит необходимым вещам. Чуть позже подключается отец, и родители вместе учат малышей выживать, охотиться, продолжать род. Рождается человек. Как мама может разговаривать и общаться с ним? - С помощью каких-то тонких вибраций, голосовых интонаций, мама или другая добрая женщина может передать маленькому человечку огромный массив информации об окружающем мире, настроить его на понимание и умение ценить прекрасное в этом сложном мире Даже до рождения, еще когда человечек находится в животе, он уже все слышит и ощущает! По этой теме много уже написано , ищите, читайте - это интересно. Очевидно, настоящие народные песни и голоса вступают в резонанс с нашим организмом, ибо они произошли от нашего организма, от организма народа. В любом другом организме такие песни не могут возникнуть в принципе, поэтому мы это понимаем без слов, это просто наше как оно есть. Существует миф или легенда, что в старину, в незапамятные времена, возле египетского города Фивы стояла огромная статуя – Колосс Мемнона. Она держала в руках, так называемую, Эолову арфу. Каждое утро, на рассвете, арфа издавала звук «ля». Фиванские музыканты настраивали по ней свои инструменты. Несколько тысяч лет служило людям это чудо, пока не было разрушено. Но, каким образом, древние мастера узнали близость этой ноты человеку? Ведь длину звуковых волн человечество стало определять сравнительно недавно. Разгадка проста Первый крик новорождённого, сообщающего о своём появлении, по своей высоте (частоте звукового сигнала), независимо от пола и расы, оказался одинаков, с отклонением не более 3% и равным 440 Гц. на частотной шкале, или ровно 440 колебаний в секунду! То есть, ноте «ля», первой октавы, строя музыкальных инструментов. Основа функционирования любой системы – волновые процессы. Попробуем определить, какие частоты колебаний наиболее близки человеческому организму, как живой динамической системе. Известно, что если длина какого-то тела, совпадает со всей длиной волны, то такое тело по отношению к ней – полуноволновой вибратор и поглощает эту волну. Это имеет решающее значение при явлениях резонансного изоморфизма. Если тело совпадает с половиной длины волны – то оно является полуволновым вибратором: и поглощает, и излучает её. Если с четвертью длины волны, то четвертьволновой – он, только излучает. Известно, что все камертоны поглощают и излучают одну ноту – «ля». Почему? Очевидно, всё дело в длине волны звука. Чтобы узнать длину волны, надо скорость её движения разделить на частоту. Скорость звука в воздухе равна 343 м/сек. Делим на частоту 440 Гц. Таким образом, длина волны звука «ля»: 343/440 Гц. = 0,77954 м. Следовательно, полуноволновой вибратор, по отношению к ней, должен примерно равняться 78 см. Но ведь это – среднестатистическая длина позвоночного столба взрослого человека. И, поэтому, человек является камертоном, сам по себе. Мало того. Ширина его грудной клетки равняется половине длины этой волны, а расстояние между ушными раковинами – четверти! То есть, как минимум тремя своими параметрами человек настроен на ноту «ля», как вибратор. В спектре человеческого голоса, этот звук, остаётся основополагающим, на всю жизнь. Растёт человек – изменяется позвоночник. Проследим изменения в критические периоды жизни человека соответствующие ряду чисел Фибоначчи. В 5 лет позвоночник, по сравнению с первоначальным, удлиняется вдвое. Формируется первый октавный промежуток голоса. Человечек вступает в период отрочества. В 13 лет длина позвоночника становится втрое длиннее. Заканчивается отрочество. Диапазон голоса представляет последовательность: опорный тон (1) – октава (2/1) – кванта (3/2). Именно благодаря кванте, мы считаем, что у подростка, идёт «ломка» голоса Далее – юность. К 21 году завершается учетверение позвоночника. С окончанием юности, формирование организма, в основном, завершается. Голосовой диапазон расширился до двух октав (4/1).. Говорят, что великие поэты, поневоле, провидцы. Ведь Владимир Маяковский, не зная всех этих тонкостей, каким-то поэтическим озарением назвал свою поэму «Флейта-позвоночник», в которой провозгласил: «Я сегодня буду играть на флейте. На собственном позвоночнике». из книги Валерия Гагина "Лезвие жизни": Кстати, простой домашний телефон. Если просто снять трубку и его послушать, будет нота "ля". Пятая струна шестиструнной гитары. Резонанс колебательных систем — хорошо исследованное и понятое в физике явление. Если возбудить камертон на частоте, скажем, 440 герц и поднести его к другому, невозбужденному, камертону с собственной частотой тоже 440 герц, то последний тоже начнет звучать. В этом случае говорят, что второй камертон заставил первый резонировать. Физика резонансного взаимодействия с таким же успехом применима и к биологическим системам (то есть к ребенку). Очевидно, настоящие народные песни и голоса вступают в резонанс с нашим организмом, ибо они произошли от нашего организма, от организма народа. В любом другом организме такие песни не могут возникнуть в принципе, поэтому мы это понимаем без слов, это просто наше как оно есть. Отоларинголог Альфред Томатис «первым» систематически исследовал влияние на психику человека звуков высокой частоты. Согласно его теории, ребенок, плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны - дыхание матери, биение ее сердца, голос, шум от работы внутренних органов и т.п. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости гораздо меньше затухают высокочастотные компоненты звука. Для использования своих открытий на практике Томатис погружал в ванную защищенные пленкой микрофоны и динамики, через которые транслировалась работа внутренних органов женщины. Таким образом он моделировал фильтрацию звука через материнскую плаценту. На получавшихся записях большая часть спектра звуков лежала в диапазоне выше 8000 Гц. Когда сделанные таким образом записи давали слушать детям с различными нарушениями - дислексией, аутизмом, гиперактивностью, то перемены в их поведении и обучении были ошеломляющими. Этот высокочастотный звук, по теории Томатиса, пробуждает чувство самой архаической связи с матерью. Такие звуки, по-видимому, затрагивают самые древние, первозданные слои нашей памяти - блаженство нахождения в материнской утробе, единство с матерью, и пробуждают в слушателе это забытое ощущение цельности, а иногда даже приводят в действие эти самые древние механизмы и у человека начинают активизироваться такие процессы, которые происходят только при внутриутробном развитии. 🎼 Так вот, что есть колыбельная - это квинтэссенция всего того хорошего, важного, нужного, необходимого для маленького человечка . Все то что его любящие предки, родители, весь его род накопил за века и хочет передать ему в такой понятной СПЕЦИАЛЬНОЙ форме, и одновременно успокоить его, сказать ему, что этот мир любит его, вокруг него красота и добро, можно не беспокоиться. Можно спокойно расти и набираться сил , мама рядом , папа защитит, ему рады , его любят... Обращаем внимание , что эта крайне важная и необходимая ребенку информация передается на необьяснимом подсознательном уровне. Один из способов этого , наряду с тактильным ( прикосновения) контактом близких людей - это КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ, Начинаем немного догадываться, что не всякая песенка может претендовать на звание колыбельной. Точно так-же как не каждая "сказочка" - достойна быть СКАЗКОЙ, Должно ,очевидно, существовать нечто, какие-то , возможно даже мистические нити в прошлое своего (на)рода, нити подключения к космическому океану добра и любви, а не равнодушия и ненависти. Отвлечемся на минутку, что-бы лучше понять - как это может быть: У Александра Сергеевича Пушкина ситуация была противоположна. Он с детства попал под влияние необычной женщины - няни Арины Родионовны. Эта необыкновенная женщина не случайно возникла рядом с Пушкиным, который сам был потомком эфиопских жрецов (по сведениям из некоторых источников). Не случайно Петр Первый отобрал его предка. Арина Родионовна, занимаясь воспитанием юного Пушкина, рассказывала ему безконечное количество старинных русских сказок, легенд, сказаний, песен, пословиц, поговорок. Её мозг хранил немыслимые объемы памяти предков. Юный Пушкин в упоении слушал рассказы и сказки человека языческой культуры. Пушкин был заворожен, покорен и ошеломлен этими рассказами. Этот роскошный языческий мир восхитил юную душу Пушкина и наложил глубокий отпечаток на всё его будущее творчество. Пушкин впитал и навсегда сохранил безконечную красоту русской языческой религии. Вся его будущая поэзия пропитана языческими образами, языческим мироощущением. Именно поэтому она так прекрасна и притягательна для русского человека. Никогда уже в зрелом возрасте христианство не смогло затушить в Пушкине радостный языческий огонь страстей и жажды реальной жизни. Пушкин – это не просто русский поэт. Это пророк. Его поэзия – это не просто поэзия. Она носит мистический характер, истинный смысл которой был непонятен даже самому Пушкину. В состоянии озарения, черпая информацию из космоса, гений является только проводником этой информации, не осознавая её глубину в полном объеме (представляю, если-бы маленький Саша Пушкин слушал современные сказки и песни, каким бы наследием он нас осчастливил...) Пушкинские вибрации, исследуют уже почти 200 лет, и не могут расписать все по полочкам. Похоже , что его поэзия действительно глубока, чиста (!) и недоступна пока до конца нашему логическому пониманию. В спокойное советское время, на радио существовала редакция программ для детей и юношества где хорошие режиссеры , вместе с выдающимися актерами - профессионалами, звукорежиссерами, не спеша , качественно , с привлечением иногда даже симфонического оркестра ! , записывали детские сказки , песни и радиопередачи. Если вы возьмете любую детскую пластинку того времени и внимательно прослушаете любой фрагмент, вы будете удивлены. Мастерством и профессионализмом. Мало того - репертуаром. Может быть кому-нибудь посчастливилось бывать в застойные времена на спектаклях Детского Музыкального Театра Натальи Сац, у метро Университет. Это было потрясение даже для взрослых, не говоря уж про детей. Нигде в мире такого не было и уже не будет. Это был высочайший уровень исполнения, режиссуры, это было абсолютное отсутствие халтуры, это просто был полёт в стратосферу для зрителей и слушателей. Настоящий симфонический оркестр в яме, дирижер мирового уровня, труппа, балет, голоса - фантастика! Композиторы галактического масштаба, писавшие оперы специально для ДМЦ... Профессионалы случайно оказавшиеся в зрительном зале вместе со своими детьми - диву давались, иностранцы за голову хватались, испуганно говорили - мне никто не поверит что такое вообще возможно... И всё это делалось для детей, и билет стоил 50 копеек. Остались, кстати записи многих спектаклей на пластинках, кому повезёт , можете поискать. Вернемся же к нашей теме - колыбельных песен. Серьёзно относилось государство вообще к детству, в том числе к самым маленьким. Для записи маленькой детской пластиночки, привлекались только самые лучшие профессионалы во всех областях, и всё это контролировалось седовласыми дядечками - цензурой в хорошем конечно смысле. И на гора выдавался продукт отличного качества, абсолютно готовый к употреблению маленьким беззащитным человечком. С приходом эры электронных музыкальных инструментов, и чуждых нормальному человеку товарно-денежных отношений все изменилось кардинально: Идеологическую составляющую можно даже не затрагивать , тут каждый сам уже понимает в меру своей информированности. Затронем только технический аспект. Примерно в то-же время появился, а затем стал очень дёшев и доступен абсолютно всем синтезатор, на котором можно реализовать ЛЮБЫЕ музыкальные инструменты существующие в природе, и сегодня любой недоучившийся лабух, немного поднаторев нажимать клавиши , стал себе и оркестром и дирижером и композитором в одном лице. Результаты можно видеть и слышать вокруг уже 2 десятилетия. Если сегодня появляется спрос на колыбельные песни , то ниша мгновенно заполняется такими музыкантами и появляется куча ЯКОБЫ - КОЛЫБЕЛЬНЫХ песенок. Настоящая колыбельная песня должна быть проста, понятна, образна, узнаваема, запоминаема, любима, звучать на родном языке.

Асулла: Заяц-Алабаец пишет: Настоящая колыбельная песня должна быть проста, понятна, образна, узнаваема, запоминаема, любима, звучать на родном языке.



полная версия страницы